Дорогие друзья, карантин продолжается, а вместе с ним и режим самоизоляции. В новом, необычном для всех формате в этом году мы встретили героический праздник День Победы, 9 мая. Мы задумались, как протекала жизнь Московского зоопарка в годы войны. Как в эти трудные для всей страны годы он жил. И вот что нам удалось разыскать.
История работы Московского зоопарка во время великой отечественной войны.
К началу Великой Отечественной войны в коллекцию животных Московского зоопарка входило 5710 экземпляров 425 видов млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных и рыб.
С первых же дней войны коллектив зоопарка перестроил работу на военный лад.
Большинство мужчин, работавших в зоопарке, были призваны в армию, некоторые погибли уже в самом начале войны. Основная тяжесть работы легла на женщин – работали практически без выходных и отпусков. М.К. Крумина, зав. секции крупных млекопитающих в 1941 г. вспоминает: «Мы, заведующие секциями, были на «казарменном положении»: дневали и ночевали в зоопарке. Спали на полу в своих кабинетах»
Штат зоопарка был сокращен почти в три раза – до войны в зоопарке работало около 750 человек, во время войны осталось всего 225.
В 1941 году Новая территория зоопарка была закрыта в связи с расположением там воинской части. На верхней площадке Острова зверей была установлена зенитная батарея, а внутренние помещения использовались под склад боеприпасов и хозяйственные нужды.
Спасение животных, безусловно, стало главным приоритетом для работниц зоопарка. Однако потери были велики. На экстренном совещании было решено отправить наиболее ценных животных — таких, как амурский тигр, ирбис, павиан гамадрил, рысь, лев, пума и другие, — в Свердловский и Сталинградский зоопарки и в Кавказский заповедник.
Лишь часть питомцев зоопарка эвакуировали в другие города, но большинство было просто невозможно вывезти быстро, и они остались на Пресне.
Зоопарк дважды оказался под обстрелом – в ночь с 22 на 23 июля 1941 года и с 4 на 5 января 1942 года. Работники зоопарка бесстрашно защищали животных, гасили зажигательные бомбы, дежурили в зоопарке дни и ночи.
Удивительно, что во время этих страшных событий сотрудники зоопарка еще успевали замечать, кто из животных как реагирует на необычную ситуацию.
Например, хищники относились к налетам достаточно спокойно. Очень пугались и метались в своих помещениях копытные – олени, лани, дикие козы и бараны.
Крупные копытные – бантенги, гаялы, зебу, яки – боялись меньше. Еще спокойнее вели себя слоны. Когда во время налета в Слоновник попала зажигательная бомба и горела крыша, слоны сами вышли оттуда на горку, зашли в ров с водой и поливали себя из хобота.
Рассказывают, что один слон Шанго даже помог потушить зажигательную бомбу, этот сюжет был отображен в картине В.В. Трофимова.
Неожиданно сотрудники столкнулись с новой напастью — срочно пришлось спасать птиц, живущих на центральном пруду. Только не от вражеских сил, а от москвичей, которые в приступе голода были готовы съесть все живое. По воспоминаниям работника зоопарка Соломона Львовича Перешкольника, бывшего тогда ребенком, в городе не осталось ни голубей, ни воробьев, ни уток, ни крыс — все живое в городе было тщательно подъедено.
Сотрудники же зоопарка, напротив, недоедали сами, стараясь накормить своих подопечных
Московский зоопарк без выходных принимал посетителей всю войну — с 1941 по 1945 год его посетили более 4 миллионов человек, из них около миллиона бойцов и командиров Красной армии.
В следующей статье мы расскажем про трагическую жизнь Ленинградского зоопарка в военные годы.